- Режим дня школьника — составляющая правильного совмещения труда и отдыха
- Для чего необходим режим для школьника
- Как составить режим дня для школьника
- Примерный режим дня в 1 классе
- Режим дня школьника во вторую смену
- Какой должен быть режим дня у школьника на летних каникулах
- Режим дня для школьника, который занимается спортом
- Советы родителям
- Жизнь по часам. Как правильно составить распорядок дня школьника
- Как хорошо я знаю своего ребёнка?
- Готов ли я придерживаться режима?
- Смогу ли я не выбиться из режима в выходной?
- 7.00. День начинается
- 8 советов по распорядку дня школьника
- Важность режим дня для школьника – организация дня на домашнем обучении
- Отсутствие рабочего настроя по утрам
- Невыполнение домашних работ
- Потеря возможности общаться с преподавателями
- Низкая концентрация внимания
- Правило № 1. Вставать и ложиться в одно и то же время
- Правило № 2. Грамотно составить распорядок дня
- Правило № 3. Выполнять домашние задания каждый день
- Правило № 4. Использовать ежедневник
- Правило № 5. Делать перерывы и дышать свежим воздухом
- Правило № 6. Пользоваться помощью взрослых
- Как выглядит распорядок дня ученика на домашнем обучении
- Как правильно организовать рабочий день школьника
- 1. Соблюдайте баланс
- 2. Определите приоритеты
- 3. Составьте план дня
- Важность и срочность
- Гибкий подход
- Пример расписания дня школьника
- Как составить распорядок дня школьника?
- Что такое распорядок (режим) дня и зачем он нужен?
- Основные требования к распорядку дня
- Распределение времени по компонентам, входящим в распорядок дня школьника
- Время для сна
- Время для питания
- Время для домашних занятий
- Время для прогулок
- Время для физической активности
- Время для водно-гигиенических процедур
- Время для других занятий
- Подводим итоги
Режим дня школьника — составляющая правильного совмещения труда и отдыха
Привет, друзья! Правильно организованный распорядок дня – важная составляющая в жизни школьника. Верно подобранный режим дня школьника, созданный для детей различного возраста, организует его.
При организации режима дня необходимо учитывать следующее:
- Чередовать время труда и отдыха.
- Выделить время для приемов пищи.
- Организовать нормальный и здоровый сон.
- Выделить время для физических нагрузок и подготовки домашних заданий.
Для чего необходим режим для школьника
Система организации времени школьника призвана избавить ребенка от излишнего переутомления после школьных занятий, уменьшить вероятность возникновения простудных заболеваний. Необходимо сформировать условия не только учитывая школьное время, но и заложить в распорядке дня время на отдых и посещение различных секций.
Именно благодаря распорядку дня дети всегда заняты любимым делом, а для родителей появляется возможность без спешки заниматься домашними обязанностями.
[attention type=yellow]Организуемые в одно и то же время питание школьника, сон, прогулки создают и укрепляют дисциплину при воспитании маленького человека. Это позволит быстрее ему привыкнуть к школьным занятиям.
[/attention]Школьники, соблюдающие каждый пункт своего распорядка дня, имеют хорошее настроение, они более усидчивы, подвижны. В случае нарушения в режиме вследствие заболеваний, у ребенка может ухудшиться аппетит, появиться признаки апатии и плохого самочувствия.
Как составить режим дня для школьника
Организуя идеальный режим дня, родители должны обратить внимание на ту возрастную группу, к которой принадлежит их ребенок. При посещении начальной школы следует приложить усилия для воспитания в ребенке внимания, тренировки памяти. У малыша в данной возрастной группе эти процессы находятся в стадии максимального развития.
Младшим школьникам недопустимо находиться перед телевизором более чем 50 минут в день. Время на просмотр развлекательных передач также должен учитываться в момент составления режима дня.
Школьники средних классов должны уделять внимание усидчивости. В возрасте 12-14 лет под действием перестройки гормонального фона появляются лень, нежелание выполнять какую-либо работу.
В старших классах дети становятся самостоятельными и способные сами составить свой распорядок дня.
Чтобы составить режим дня необходимо отталкиваться от того, кем в психосоматическом плане является школьник (жаворонок или сова). Допустим, ребенок является младшим школьником. Он — истинный «жаворонок». Это человек, который рано встает и максимальная трудоспособность наблюдается в утренние часы.
Примерный режим дня в 1 классе
Подъем (06:00 – 07:00)
День начинается с зарядки, водных процедур. Комплекс утренней зарядки желательно согласовывать с педиатром в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В него могут быть включены различные упражнения, которые тренируют гибкость, подвижность.
Завтрак (07:20-07:30)
Чтобы продуктивно прошел день в школе, а ребенок был максимально внимательным и сконцентрированным на уроках – ему необходим плотный и здоровый завтрак. Калорийность данного приема пищи должна равняться четверти от дневной нормы.
Время до школы необходимо заложить заранее, в зависимости от дальности учебного заведения от дома.
Занятия в школе (08:30-12:30)
[attention type=red]После первых уроков школьнику необходимо восполнить свои силы. Этому поможет перекус. Родители должны о нем позаботиться и положить в рюкзак ребенка фрукт или орехи. На переменах и обеденное время ребенку необходимо отдохнуть.
[/attention]После окончания занятий в школе, учащийся может посещать разнообразные секции, которые будут формировать его как разностороннюю личность.
Дома необходимо обязательно сделать уроки, но не позднее, чем за два часа до сна. Для восстановления работоспособности маленького человека нужно устраивать небольшие перерывы через каждые полчаса при подготовке домашнего задания. Подготовка к предстоящему учебному дню должна начинаться с изучения легкоусвояемого материала и заканчиваться более сложным.
Сон 21:00-21:30.
Режим дня школьника во вторую смену
- Подъем – 08:00-08:30
- Завтрак – 09:00-09:15
- Посещение занятий в школе – 13:00-17:40
- Прибытие домой около 18:00, обязательное выполнение домашнего задания.
- Сон 21:00-21:30.
Во 2 классе подобный режим дня в целом сохраняется.
Поправка делается на то, что возрастает загруженность в школе, следовательно, дома необходимо увеличить время отдыха. 5 класс является переходным от начальной школы к средней. В это время возникает большое количество проблем с психологической точки зрения.
Ребенку необходимо организоваться такие условия дня, при которых он не будет чувствовать себя уставшим.
В 7 –8 классах происходит расширение школьной программы. За счет увеличения объема получаемой информации ребенку необходимо увеличить время отдыха во время после уроков.
Какой должен быть режим дня у школьника на летних каникулах
Свободное время на летних каникулах нужно организовать так, что за все три месяца ребенок не только успел отдохнуть после тяжелого учебного года, но и не расслабился в связи с большим количеством свободного времени.
Летом также необходимо организовать распорядок дня, правда в более в щадящем виде. Так, подъем, может быть, сдвинут на несколько часов, а время отхода ко сну – на час-полтора, учитывая возраст. Нормой сна является 9-10 часов.
В период каникул ребенку нужно чаще бывать на природе, активно заниматься спортивными играми на свежем воздухе.
Режим дня для школьника, который занимается спортом
Режим дня школьника – начинающего спортсмена бывает очень насыщенным. Сначала ребенок посещает школьные занятия, далее следует череда физической нагрузки в выбранном им виде спорта. В заключении необходимо выполнить домашние задания, помочь родителям.
Очень важно организовать такие условия, при которых ребенок будет не только учиться, и получать знания в нужном объеме, но и стараться реализовать себя на спортивном поприще.
Со стороны родителей необходимо уделить внимание организации его сна. Нормой является не менее 8 часов непрерывного сна. Температура в комнате должна быть подобрана в зависимости от особенностей ребенка.
В идеале не более 21 градусов. Комнату перед сном нужно обязательно проветрить. Кроме того организовать правильное питание ребенка.
Обязательным будет считаться употребление большого количества белка, овощей, круп, фруктов.
Юный спортсмен должен уметь заботиться о своем питании, ведь это залог эффективных тренировок.
Для ребенка, жизнь которого наполнена спортивными соревнованиями, необходимо увеличивать время отдыха. Чтобы избежать признаки переутомления необходимо обязательно полноценно отдыхать в выходные дни.
Советы родителям
- Необходимо давать больше самостоятельности детям.
- Не настаивайте на режиме. Ребенок сам должен прийти к подобной организации дня. Родители должны лишь помочь ему в этом вопросе.
- Будьте примером.
От правильной организации дня зависит то, каким человеком вырастет ребенок.
Если он будет выполнять свою работу в школе в срок, успевать на занятия в секциях, то это разовьет его как полноценную личность.
С уважением Алексей!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b73c8c1f43a0900a9f1263b/5ba9939d25dbcd00aaf7e9db
Жизнь по часам. Как правильно составить распорядок дня школьника
Типичная картина: дети сидят за уроками или играми допоздна, а утром не могут проснуться, идут в школу вялые. Отсюда усталость, сонливость, раздражительность.
«Виной тому – простое несоблюдение режима дня. К сожалению, мы забываем, что человек – часть природы и так устроено, что у нашего организма есть периоды спада активности и, наоборот, – подъёма работоспособности, – говорит Ирина Калашникова. – Зачастую из‑за обычного незнания мы путаем это время.
Когда надо отдыхать – усаживаем ребёнка учить домашние задания, когда следовало бы грызть гранит науки – он гуляет. Мало кто знает, что первая волна нашей активности приходится с 9 утра до 13 часов дня, вторая – вечером – с 16 до 19 часов.
Именно в это время лучше учиться, готовить домашние задания, ходить на секции и кружки».
Перед тем как составлять распорядок дня ребёнка, Ирина Алексеевна советует родителям ответить самим себе на несколько вопросов.
Как хорошо я знаю своего ребёнка?
Можете с ходу ответить, сколько времени ваш ребёнок тратит на утреннюю зарядку и завтрак, дорогу в школу, учёбу, подготовку домашних заданий? Если да – хорошо, если нет – в течение недели понаблюдайте за ним, но не в самом начале учебного года, когда домашкой ещё не успели загрузить.
Врач по лечебной физкультуре отделения спортивной медицины областного центра медпрофилактики Ирина Калашникова.
Фото Вадима Заблоцкого
Проанализируйте, сколько занимают дополнительные кружки и секции. В идеале в неделю советуют посещать не более трёх спортивных занятий и двух познавательных. Причём они должны чередоваться между собой. Ребёнок занят больше? Присмотритесь, справляется ли он с нагрузкой. Если ему трудно, откажитесь от чего‑то, выберите то, что нравится больше.
«Боясь, что ребёнок будет слоняться без дела и попадёт в плохую компанию, многие родители стараются максимально занять каждый его день. Так нельзя: у ребёнка, как и любого взрослого, должно быть личное время, но со всеми увлечениями его попросту не останется», – говорит врач.
Готов ли я придерживаться режима?
Лучшая мотивация для школьника – пример собственных родителей.
«Дети – наше зеркало. Если мы говорим ребёнку какие‑то слова, то должны подкреплять их действиями. Родители придерживаются режима – он подтягивается за ними.
Нет? Он недоумевает: а почему я тогда должен так делать? – рассуждает Ирина Калашникова.
– Выполняя каждый день поочерёдно одни и те же действия, вскоре у ребёнка выработается привычка, и он сам будет следовать режиму без всяких напоминаний».
Смогу ли я не выбиться из режима в выходной?
«Пусть поспит подольше в выходной, устал ведь за неделю», – скажет любая мама. И вместо того чтобы поднять ребёнка в 7 утра, разрешит понежиться в кровати до 10–11, забыв, что выспаться впрок нельзя, а вот сбиться с режима легко.
Фото Вадима Заблоцкого (архив)
«Если решили придерживаться режима, то делайте это каждый день. У распорядка дня нет праздников и выходных. Да и нет ничего страшного в том, чтобы встать как обычно. Если устанете – можете немного поспать днём. Иначе, что мы получаем: всю неделю вставали в 7 утра, а в субботу и воскресенье – в 11.
Такие временные скачки – настоящий стресс для организма, – поясняет специалист. – Возможно, вы замечали, как в выходной просыпались в то же время, что и в будний день, но решили ещё порадовать себя сном.
И уже проснувшись во второй раз, вы почувствовали себя немного вялым, сонливым, могла голова побаливать».
Это первые последствия пересыпа. Со вторыми мы сталкиваемся уже в понедельник.
«Думаете, зря говорят: понедельник – день тяжёлый. Хотя должен быть лёгким, ведь теоретически мы отдохнувшими, с новыми силами идём на работу. Получается всё с точностью да наоборот: нашему организму приходится снова перестраиваться под график, который мы сбили в выходные», – рассказывает Ирина Алексеевна.
7.00. День начинается
Распорядок дня по часам составляется индивидуально для каждого ребёнка. Неизменными остаются время подъёма, завтрака, обеда, ужина и сна.
«Школьники как первой, так и второй смены должны просыпаться в 7:00, а ложиться спать в 20:30–21:00.
Старшеклассники в силу своей большей загруженности идут спать чуть позже – в 22 часа, самое позднее – 22:30. Ни в коем случае нельзя засиживаться до полуночи.
Считается, что лучший отдых для мозга с 21:00 до 00:00. Именно в это время отдыхает нервная система», – поясняет Ирина Калашникова.
[attention type=green]Остальные режимные моменты могут немного отличаться в зависимости от увлечений детей.
[/attention]Немного по‑другому строится режим дня ученика второй смены. Изменения в распорядке дня коснутся только времени учёбы и подготовки домашних заданий.
«Учёба во вторую смену не означает, что ребёнок может поспать подольше. Он также должен вставать не позднее 7:30», – убеждена Ирина Калашникова.
Не стоит и садиться за домашние задания сразу после школы. После 20:00 работоспособность уменьшается в несколько раз. Память и нервная система перегружены. Ирина Алексеевна советует по возможности делать уроки утром, на свежую голову:
«Конечно, многие родители переживают, что если не проконтролируют ребёнка, то утром он не выучит уроки. В таком случае я советую смотреть на состояние школьника.
Если он, придя вечером со школы и немного отдохнув, может сесть за уроки, позанимайтесь с ним недолго. Разделите задания на вечерние и утренние.
Вечером помогите разобраться со сложными предметами, а на утро оставьте те, с которыми он сможет самостоятельно справиться».
Инфографика Любови Турбиной
8 советов по распорядку дня школьника
- Услышав сигнал будильника, нельзя сразу подрываться с кровати. Для только что проснувшегося организма это стресс. Лучше хорошенько потянуться, сделать пару глубоких вдохов и выдохов и медленно встать.
- Утро нужно начинать с зарядки.
Достаточно сделать несколько упражнений: потягиваний, сгибаний-разгибаний, круговых вращений для рук, плеч, туловища и ног. Завершить можно ходьбой на месте и приседаниями. 7–10 минут вполне достаточно, чтобы снять сонливость и улучшить настроение, ведь даже во время такой небольшой физической активности вырабатываются гормоны радости – эндорфины.
- Не стоит пренебрегать завтраком, обедом и ужином. Самый полезный завтрак – каши. В нелюбимую многими детьми овсянку можно добавить орехи, изюм, курагу, кусочки фруктов или ягод. Если школьник не хочет есть, нужно поискать приемлемое для него блюдо: сырники, омлет с помидорами, блины со сметаной. В обед обязателен суп или борщ.
Первое горячее блюдо придаст много энергии, а вырабатывающиеся пищеварительные соки помогут легче усвоить еду организму. За три часа до сна нужно поужинать. Предпочтение стоит отдавать легкоусваиваемой еде: молочной продукции, крупам, тушёным овощам. Если ребёнок проголодается и попросит поесть перед сном, ему можно предложить лёгкий перекус: стакан кефира или яблоко.
- После окончания занятий всем, от младшеклассников до 11-классников, нужно отвлечься от школьных дел. Как минимум – выкроить час отдыха, где нет места чтению книг и новостей, телевизору, компьютеру и гаджетам. Школьники помладше могут поспать или поиграть, старшеклассники – прогуляться на свежем воздухе.
- Делая домашнюю работу, нужно придерживаться школьного правила: через каждые 45 минут устраивать десятиминутную переменку. Нужно проветрить комнату, пройтись по дому, сделать пару дыхательных и гимнастических упражнений.
- С каких предметов приступать выполнять домашнее задание, нужно смотреть по ребёнку.
Если ему легко собраться и сконцентрироваться, то можно начать со сложных, а на закуску оставить самые лёгкие задания.
- Время, которое в будние дни уходит на учёбу и подготовку домашних заданий, в субботу и воскресенье можно заменить отдыхом. С небольшим уточнением: отдых не синоним безделия, а смена привычной деятельности.
Можно сходить на выставку или фестиваль, устроить пикник, съездить куда‑нибудь, заняться творчеством. Не стоит забывать про физическую активность: велосипед, ролики, плавание.
- За несколько часов до сна нужно ограничить эмоциональные нагрузки, то есть подобрать спокойное, умиротворяющее занятие – прогулку, рисование, музыку.
Никаких фильмов, шумных игр, тяжёлой музыки и Интернета. Так называемые осколки впечатлений, которые останутся от такого времяпрепровождения, повлияют на сон. Или школьнику трудно будет уснуть, или сон будет беспокойным и прерывистым. От такого сна немного пользы. Утром ребёнок вряд ли будет чувствовать себя отдохнувшим.
Ольга Муштаева
Источник: https://www.belpressa.ru/society/obrazovanie/18561.html
Важность режим дня для школьника – организация дня на домашнем обучении
О важности режима дня написано много книг и статей. График помогает школьнику больше успевать, воспитывает последовательность, силу воли, трудолюбие.
По словам учёных, при соблюдении распорядка в организме вырабатываются условные рефлексы: каждая предыдущая деятельность становится сигналом к последующей, это позволяет легко переключаться с одного занятия на другое. Кроме того, так соблюдается баланс между рабочей деятельностью и отдыхом.
Исследования подтверждают, что соблюдение режима дня подростком имеет большое значение и в последующей взрослой жизни. Например, специалисты из университета Олбани в США опросили 292 студента, придерживались ли они распорядка дня в детстве.
Оказывается, те, у кого был стабильный режим, уже будучи взрослыми лучше справляются с планированием времени, обладают более высокой концентрацией внимания и проще переносят жизненные трудности.
Это довольно убедительные аргументы в пользу важности соблюдения режима дня.
В обычной школе распорядок выстраивается автоматически: начало и конец занятий чётко фиксированы. На домашнем обучении подростки часто перестают соблюдать режим дня. Рассмотрим, к каким последствиям это может привести, а так как учёба в домашних условиях часто связана с интернетом, рассмотрим всё на примере обучения в онлайн-школе.
Отсутствие рабочего настроя по утрам
Ребёнку может казаться, что раз уроки проходят онлайн, то можно «подскочить» хоть за пять минут до первого урока, ведь не нужно никуда ехать. Но не всё так просто: мозг должен подготовиться к освоению нового учебного материала.
Для этого необходимо успеть проснуться, позавтракать, подышать свежим воздухом, взбодриться. Здорово, если перед началом занятий есть возможность почитать конспект и вникнуть в тему.
Отсутствие всех этих ритуалов может привести к тому, что мозг окажется не готов к погружению в учёбу, и уроки придётся пересматривать несколько раз.
Невыполнение домашних работ
Отсутствие режима дня заставляет ребёнка проводить день хаотично, делать то, что больше хочется в данный момент (или ничего не делать вообще).
В итоге времени на выполнение домашнего задания вечером уже не остаётся: школьник откладывает его на завтра.
А в итоге образуется «снежный ком», и на выполнение всех накопившихся заданий ребёнку приходится тратить гораздо больше времени: возможно, целый выходной день или даже оба.
Потеря возможности общаться с преподавателями
У учеников «Домашней школы Фоксфорда» есть уникальная возможность задавать преподавателям вопросы и тут же получать на них ответы. Но для этого необходимо придерживаться расписания онлайн-занятий. А также важно выработать привычку концентрироваться на учебном процессе в одно и то же время.
Низкая концентрация внимания
Перед сном подростки часто «зависают» в соцсетях, и это может затягиваться до глубокой ночи. Как следствие, недосып и вялость с утра, потеря концентрации и невнимательность на занятиях. Из-за этого на учёбу уходит больше времени и сил, чем если бы ученик хорошо отдохнул. Если на эту проблему не обращать внимания в подростковом возрасте, то она останется и во взрослой жизни.
Чтобы всех этих проблем не возникло, следует соблюдать правила организации режима дня школьника на домашнем дистанционном обучении.
Правило № 1. Вставать и ложиться в одно и то же время
Школьнику необходимо спать не менее 9 часов в 5-8 классах и 8 — в 9-11. Чтобы вовремя отходить ко сну, физиологи советуют делать «искусственный закат»: за 120 минут до отбоя приглушать в доме источники света, а за час отказываться от компьютера и смартфона. Это поможет легче перейти в режим отдыха.
Между подъёмом и учёбой должно быть не менее 60 минут: за это время ребёнок успеет проснуться, позавтракать и подготовиться к занятиям. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» они начинаются не раньше 10 утра, поэтому даже у «сов» получится соблюдать это правило.
«Я просыпаюсь в девять утра. Быстро делаю все свои утренние дела и сажусь за компьютер слушать уроки».
Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Арсений Кириченко
Также ученики «Экстерната Фоксфорда» советуют делать зарядку, чтобы взбодриться и настроиться на занятия. Особенно это подойдёт тем, кто с трудом встаёт по утрам.
«Физическая активность перезагружает мозг. Особенно после сна. Всего несколько упражнений, и тело сразу приходит в тонус — можно спокойно работать».[attention type=yellow]
Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Аркадий Буйко
[/attention]В выходные дни лучше соблюдать тот же режим, в крайнем случае вставать на час позже, но не более. Так сформируется привычка, и просыпаться по утрам будет легче.
Правило № 2. Грамотно составить распорядок дня
Формирование режима дня по принципам тайм-менеджемента начинается с определения приоритетов: если основным занятием подростка является учёба, то стоит отвести на неё самую продуктивную часть дня.
«На первом месте у меня онлайн-занятия в “Фоксфорде”. После них я ухожу в музыкальную школу и на дополнительный английский. Когда возвращаюсь, делаю домашние задания — сразу все, не люблю, когда они накапливаются. Ну и оставшуюся часть вечера посвящаю своим хобби».
Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Виктория Демиденко
Правило № 3. Выполнять домашние задания каждый день
Практические задания помогают закрепить материал, способствуют созданию позитивной привычки. Человек, который умеет садиться домашние задания сам, а не потому, что «завтра спросят», сможет систематически выполнять задачи и во взрослой жизни.
«Делайте домашние задания как можно быстрее, не откладывайте ничего на завтра. Из-за сборов у меня иногда накапливаются долги, и разбирать их очень тяжело, ведь уроки всё время прибавляются».
Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Тимофей Яновский
Правило № 4. Использовать ежедневник
Записная книжка — отличный помощник в соблюдении режима. Привычка заранее составлять расписание и придерживаться его станет бесценной на всём жизненном пути. Кроме классического блокнота-ежедневника, можно использовать планер, в котором на одном развороте размещена сразу вся рабочая неделя, а также заметки в телефоне, приложения или онлайн-программы.
«У меня всегда есть план на день. Утром беру блокнот, записываю всё, что сегодня нужно сделать, а вечером вычёркиваю завершённые дела. Это очень приятно!»
Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Виктория Демиденко
Правило № 5. Делать перерывы и дышать свежим воздухом
Прогулки необходимы для растущего организма. Физиологи советуют проводить каждый день не менее часа на свежем воздухе, чтобы мозг насытился кислородом. Между учёбой и работой над домашними заданиями обязательно должен быть перерыв, который можно заполнить кружками, тренировками и другими увлечениями.
«У вас есть хобби? Если ещё нет, найдите дело по душе и включите его в своё расписание».
Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Янышина
Правило № 6. Пользоваться помощью взрослых
Ребёнку будет проще придерживаться режима, если ему поможет кто-то со стороны. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ученикам организовать своё время помогают кураторы. Как правило, это студенты старших курсов или недавние выпускники вузов, которые умеют планировать время и готовы поделиться секретами самодисциплины с подопечными.
Как выглядит распорядок дня ученика на домашнем обучении
У каждого хоумскулера, как правило, свой режим, это зависит от биоритмов, увлечений и интересов ребёнка. Но в целом его можно изобразить так.
- 9:00–9:50 — Подъём, зарядка, завтрак
- 9:50–10:00 — Подготовка к учёбе
- 10:00–14:00 — Занятия
- 14:00–18:00 —Тренировки, хобби, свои дела
- 18:00–19:30 — Выполнение домашних заданий
- 19:30–23:00 — Свободное время
- 23:00 — Отход ко сну
Один день из жизни хоумскулера →
Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/vazhnost-rezhima-dnya-dlya-shkolnika
Как правильно организовать рабочий день школьника
То, как организован день школьника, обычно определяет очень многое — от его успеваемости до самочувствия.
Как всё успевать и не переутомляться, как соблюсти баланс между тем, что нужно, и тем, что хочется, — эти вопросы стоят не только перед взрослыми людьми, но и перед детьми, начиная с младших классов. Разрешить их поможет тайм-менеджмент.
Какие принципы необходимо применять, чтобы организовать рабочий день школьника, «Мелу» рассказали создатели курса «Тайм-менеджмент» на «Универсариуме».
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
1. Соблюдайте баланс
Приступая к организации дня школьника, важно помнить о колесе жизненного баланса. В течение дня необходимо уделять время не только учебе в школе и приготовлению уроков, но и другим сферам жизни. Секрет хорошей успеваемости — в равномерном развитии творческой и аналитической стороны личности, а секрет хорошего самочувствия — в сбалансированности разных жизненных сфер.
Сядьте вместе с ребенком и определите важные направлений. Их восемь. В колесе жизненного баланса школьника, помимо учебы, обязательно должны быть здоровье, физическая нагрузка и спорт; хобби, творчество, общение с друзьями, игры и развлечения; время, проведенное вместе с родителями.
2. Определите приоритеты
Чтобы достичь успеха и гармонии в жизни, необходимо, чтобы ежедневные дела согласовывались с долгосрочными целями. Детство — время, когда долгосрочные жизненные цели только определяются, и это означает простор для экспериментов.
Однако если с ранних лет научиться соблюдать этот принцип, человеку будет проще решать свои задачи в будущем. Подумайте вместе с ребенком, кем ему бы хотелось быть, что бы хотелось попробовать. Вариантов может быть несколько. Может, он мечтает быть художником, футболистом и журналистом.
И помните, что вы не просто фантазируете. На этом плане будет основано ежедневное расписание дня школьника!
Разумеется, в начальной школе это правило не так актуально, вам все равно придется примерно в равной степени заниматься и чтением, и письмом, и арифметикой. А вот в средней и старшей школе умение определить свои приоритеты и направить усилия в нужную область может стать решающим условием для поступления в вуз.
3. Составьте план дня
Прежде чем начать составлять ежедневное расписание, необходимо:
1. Составить список дел.
2. Оценить, сколько времени понадобится на выполнение каждой задачи.
3. Определить, какие из этих дел наиболее важные и срочные.
Например, для ученика младших классов этот список может выглядеть так:
1. Уроки в школе (3-4 часа).
2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).
3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).
4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).
5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).
Составив такой список, оцените его реалистичность. Пусть в результате получится, что общее время на выполнение всех дел из списка — 9 часов.
Добавьте сюда время на завтрак, обед, ужин и дорогу до школы и обратно — это еще примерно 3 часа. Итого 11 часов. Школьнику младших классов необходимо спать не менее 10 часов.
Таким образом, наш план вполне реален и выполним, осталось составить четкий график.
Важность и срочность
Определить, какие дела нужно сделать как можно быстрее, а какие можно отложить, поможет так называемая матрица Эйзенхауэра.
Особое внимание стоит уделить второму квадрату, в котором содержатся важные, но не срочные дела. Как правило, мы склонны заниматься делами из первого квадрата, и это объяснимо, ведь их невозможно отложить или перенести. Однако задачи из второго квадрата обычно связаны с нашими долгосрочными целями или с нашими личными интересами и увлечениями.
Что это значит применительно к организации дня школьника? Не поддавайтесь соблазну составлять расписание дня, поместив в список только то, что обязательно для выполнения. Обычно это посещение уроков в школе, выполнение домашних заданий, развивающие занятия.
[attention type=red]Отдых, прогулки, игры с друзьями, кружки по интересам и спорт — то, что теоретически можно отложить или перенести на другой день. Но делать этого не стоит.
[/attention]Именно эти «дела» в долгосрочной перспективе обеспечат здоровье и хорошее самочувствие школьника, а значит, и успешную учебу.
Итак, если мы попробуем рассортировать дела из списка выше с помощью матрицы Эйзенхауэра, у нас получится вот что:
1. Уроки в школе (3-4 часа).
2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).
3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).
4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).
5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).
Гибкий подход
Составляя расписание каждого дня накануне, вы столкнетесь с необходимостью добавить в него и другие необходимые для выполнения задачи. Часто они будут из III квадрата — срочные, но менее важные. Это так называемая «текучка», которой невозможно полностью избежать.
Организуя день школьника, перенесите подобные дела на вторую половину дня и постарайтесь использовать для их выполнения так называемые «зеленые зоны», а именно, периоды свободного времени, на которое ничего не запланировано.
Согласно принципам тайм-менеджмента, расписание дня должно быть жестким лишь на 50-60%. Нельзя строго планировать 100% времени, такой распорядок не будет работать и, скорее всего, приведет к тому, что многие важные дела откажутся «за бортом». Таким образом, 40-50% времени необходимо оставить в резерве.
Еще несколько принципов тайм-менеджмента, которые необходимо соблюдать, составляя расписание школьника:
1. Первую половину дня планируем более жестко, а во второй половине дня используем гибкий подход.
2. На первую половину дня планируем самые важные и срочные дела, которые невозможно отложить или перенести.
3. Для школьника таким делом обычно оказывается учеба в школе; на вторую половину дня переносим важные, но не срочные дела (II квадрат), а так же неважные, но срочные дела (III квадрат)
4. «Зеленые зоны» оставляем сразу после запланированных важных и срочных дел.
Пример расписания дня школьника
Вооружившись знаниями о психологии и физиологии ребенка и добавив к ним принципы тайм-менеджмента, мы можем составить расписание одного дня школьника начальных классов. Оно будет выглядеть примерно так.
7.00 — 7.30 — подъем, зарядка, гигиенические процедуры
7.30 — 8.00 — завтрак
8.00 — 8.30 — дорога в школу
8.30 — 12.30 — занятия в школе
12.30 — 13.00 — дорога из школы
13.00 — 13.30 — обед
13.30 — 14.30 — зеленая зона
14.30 — 15.30 — выполнение домашних заданий*
15.30 — 16.00 — зеленая зона
16.00 — 16.30 — полдник
16.30 — 18.00 — прогулки, игры с друзьями
17.00 — 17.30 — зеленая зона
17.30 — 19.00 — кружки и секции (с дорогой)**
19.00 — 19.30 — ужин
19.30 — 20.30 — зеленая зона
20.30 — 21.00 — приготовление ко сну
21.00 — отбой
* Самое продуктивное время для выполнения домашних заданий — 15.00 — 17.00. В первом классе время на выполнение «домашки» не должно превышать одного часа, при этом каждые 10-15 минут желательно делать небольшой перерыв, предлагать ребенку выполнить небольшую разминку.
** Желательно, чтобы занятия действительно нравились ребенку; лучше, если они будут творческими (музыка, рисование, театр) или спортивными, таким образом, вы сможете сбалансировать все сферы развития ребенка.
Используя принципы тайм-менеджмента в повседневной жизни, вы и сами вскоре убедитесь, что они помогают не просто достичь успеха и сделать больше дел, но и сохранять при этом здоровье и хорошее настроение.
А именно это очень важно, когда мы говорим об организации дня ребенка.
Ведь учеба в школе будет продолжаться 11 лет, и грамотно распределить нагрузку, избежать психологического и физического выгорания на этом отрезке жизненного пути означает заложить прочные основы благополучия во взрослой жизни.
8 советов родителям, если ребёнок не хочет в школу
Как научиться не тратить время впустую
10 способов запомнить всё
Источник: https://mel.fm/taym-menedzhment/4809653-schedule
Как составить распорядок дня школьника?
Чтобы для школьника правильно составить распорядок дня, надо четко понимать, что он собой представляет и насколько необходим. Особенно важно разобраться в этом вопросе родителям, дети которых не посещали детсад и особо не привыкли придерживаться временных рамок в продолжительности сна, игр, прогулок, просмотра телевизора и т.д.
Что такое распорядок (режим) дня и зачем он нужен?
Распорядок дня школьника – это распределение времени таким образом, чтобы его сон и питание были полноценны, а работа и отдых чередовались самым оптимальным образом.
Если данные требования соблюдаются, на протяжении дня ученик сможет успевать делать все, что от него требуется, и при этом не будет чувствовать себя чрезмерно усталым.
Режим дня важен еще и потому, что помогает приучить школьника к порядку, самостоятельности и ответственности, а также сохранить его здоровье в то время, как нагрузки на детей стали гораздо больше, чем каких-то 10 лет назад.
Ребята способны быстро привыкнуть к школьным правилам и упорядоченности действий во время пребывания в школе.
Если и дома существует строго определенный порядок, можно полагать, что ребенок не будет приходить на занятия, не выспавшись или не успев позавтракать, а после учебы не станет до вечера слоняться по улицам или смотреть телевизор, наскоро подкрепившись чипсами и отложив приготовление уроков до прихода родителей с работы.
Основные требования к распорядку дня
Вряд ли стоит предлагать вниманию родителей расписанный по минутам распорядок дня школьника, которого их ребенок должен придерживаться, потому что в каждой семье свои обстоятельства.
Ознакомившись с основными требованиями, предъявляемыми медиками и педагогами к режиму дня, можно самостоятельно составить распорядок, соответствующий возрасту конкретного ребенка, учебной смене (1-й или 2-й), а также укладу жизни семьи.
Это позволит школьнику проводить время плодотворно, питаться своевременно и нормально отдыхать, что будет способствовать его развитию и успешной учебе, предупредит появление различных заболеваний, в том числе, хронических.
Распорядок дня школьника должен выглядеть, как список последовательных действий, выполняя которые, ребенок сумеет быстро приспособиться к меняющемуся ритму жизни и обретет навыки переключаться с одного вида деятельности на другой, не тратить время попусту.
У человека бывают периоды активности и периоды ее спада. В течение суток повышение работоспособности проявляется дважды: с 11:00 до 13:00 и с 16:00 до 18:00, причем второй период проходит с меньшей интенсивностью. Составляя распорядок дня школьника, следует учитывать эти особенности биологических ритмов, а также уровень его развития и физические возможности.
В распорядок дня, помимо сна, питания, занятий в школе и дома, должны быть включены:
– утренняя гимнастика, иная физическая активность;
– водно-гигиенические процедуры;
– пребывание на свежем воздухе;
– помощь по дому;
– время для игр и других любимых дел.
Распределение времени по компонентам, входящим в распорядок дня школьника
В распорядке дня школьника все компоненты важны. При регулярном нарушении режима, исключении или сокращении чего-то одного в пользу другого нарушается баланс между сном и бодрствованием, между работой и отдыхом, нередко наблюдаются и перекосы в воспитательном процессе, так как ребенок быстро поймет, что можно быть необязательным и неисполнительным.
Время для сна
Все дела надо планировать так, чтобы школьник, независимо от того, в какой смене он учится, ложился спать и пробуждался в одни и те же часы. Это позволит ему высыпаться, легко вставать по утрам и не «клевать носом» на уроках.
Для здоровья ребенку нужен сон продолжительностью 9 – 10 часов.
Недосыпание чревато снижением работоспособности и рассеянностью, а при постоянном недосыпании нарастает переутомление, что может стать причиной невротических расстройств.
В любое время года комнату надо тщательно проветривать перед сном. Самая благоприятная для здорового и крепкого сна температура воздуха – это 18°, так что в помещении, где спит ребенок, не должно быть жарко и душно.
[attention type=green]Перед сном хорошо было бы поговорить с ребенком, расспросить об успехах за день и похвалить его. Ученику начальных классов можно почитать книгу (интересно каждый вечер, с продолжением). После этого любимое чадо будет засыпать с положительными эмоциями.
[/attention]Младшим школьникам, если они не остаются в группе продленного дня, полезно поспать после обеда, чтобы восстановить силы. Дневной сон не помешал бы и старшим ребятам, занимающимся в 1-ю смену, но осуществить это не всегда позволяют длительность занятий в школе, объем домашних заданий, посещение секций и кружков и, главное, ощущение себя взрослыми.
Время для питания
Ребенок нуждается в регулярном и качественном питании. С медицинской точки зрения, в распорядок дня школьника надо включать 5-кратный прием пищи, при этом:
– во время завтрака, обеда и ужина он должен получать полноценные блюда;
– во время полдника и второго ужина можно обходиться кефиром, соком, чаем, булочками, фруктами.
Важно, чтобы приемы пищи происходили строго в свое время – это позволит желудочно-кишечному тракту ребенка функционировать нормально, не отвлекая его от занятий чувством голода и не доставляя таких проблем, как, например, гастрит.
Родителям стоит хорошо подумать, прежде чем запрещать детям обедать в школе, давая им с собою бутерброды, булочки и т.п. Свертки с едой не заменят днем горячее питание и первое блюдо. Так что лучше сначала увидеть, что именно подают в школьной столовой, послушать отзывы о питании других родителей и классного руководителя, а потом принимать решение.
Дети, учащиеся во 2-ю смену, должны обязательно обедать перед уходом в школу и брать что-либо на полдник, чтобы подкрепиться на одной из перемен.
Время для домашних занятий
Вокруг расписания занятий выстраивается весь распорядок дня школьника.
От количества уроков в школе и объема заданий на дом зависит, сколько у ребенка останется времени на отдых, пребывание на свежем воздухе, физическую активность и другие дела.
Приступать к домашнему заданию следует только после хорошей прогулки, но при этом надо не упускать период естественного повышения работоспособности, о котором было сказано выше.
Если ребенок учится во 2-ю смену, нельзя заставлять его делать уроки вечером, так как он устал, и, кроме того, в это время суток значительно снижаются внимание, способность к восприятию и запоминанию.
А вот утром, после завтрака, школьник поработает над домашним заданием с большей продуктивностью.
Только надо так распланировать утренний период, чтобы между выполнением уроков и уходом в школу оставалось время для прогулки.
От класса к классу, требуется все больше времени на занятия в школе и дома, соответственно, приходится уменьшать количество времени, используемого в других целях. Однако, корректируя расписание дня школьника, нельзя делать это в ущерб его пребыванию на свежем воздухе и физической активности. Лучше «пожертвовать» временем, проводимым перед телевизором и компьютером.
Время для прогулок
Дети любого возраста должны как можно больше времени проводить на воздухе. Не следует забывать и о важности солнечного света для полноценного развития детского организма.
В расписание дня школьника включаются большие прогулки: для 1-й смены после занятий, для 2-й смены до занятий. Ученики младших классов, конечно, имеют для этого больше времени, чем старшие школьники.
Гулять необходимо в любую погоду, за исключением лютых морозов и проливных дождей.
Надо также учитывать, что ребенок получает кислород по дороге в школу и на обратном пути. Исходя из этого, не стоит в хорошую погоду привозить ребенка прямо к школьному порогу и там же забирать, чтобы он, не подышав воздухом и не размявшись физически, не попадал из одного помещения сразу в другое.
Время для физической активности
Утренняя гимнастика, физминутки между домашними заданиями, физическая активность на воздухе – все это должно быть включено в расписание дня школьника. Посещение спортивной секции желательно, но возможность занятия спортом зависит от разных обстоятельств, в том числе, от состояния здоровья ребенка.
Детям младшего возраста необходимо больше двигаться, бегать и прыгать – это нужно как для их развития, так и для полноценного отдыха.
Старшеклассникам также полезна любая физическая активность, в том числе, и для того, чтобы снизить напряжение от немалой умственной нагрузки и минимизировать негативные проявления гормональной перестройки.
Время для водно-гигиенических процедур
Утреннее умывание и принятие душа перед сном, чистка зубов утром и вечером (непреложные правила), принятие душа после сна и закаливающие процедуры (по возможности) – этим делам тоже отводится время в режиме дня школьника. Так он сможет закрепить навыки соблюдения норм гигиены, к тому же, принятие душа будет позволять ему утром взбодриться после сна, а вечером смыть с себя не только уличную пыль и пот, но и усталость.
Время для других занятий
Детям надо предоставить возможность заниматься любимыми делами, отведя для этого разумное количество времени в учебные дня и несколько больше в выходной.
Не следует планировать для школьников младших классов просмотр телепередач более 45 минут – им это не положено по возрасту, да и старшим ребятам не стоит позволять проводить перед телеэкраном много времени, ведь эти часы можно провести с большей пользой и для их интеллектуального развития, и для здоровья.
Школьнику надо поручать выполнение домашних дел, характер и количество которых будут зависеть от его возраста.
Во-первых, ребенок может и должен самостоятельно поддерживать порядок в школьных принадлежностях, на своих полках с книгами, игрушками и другими вещами, разбирать перед сном и застилать утром свою постель.
Во-вторых, необходимо привлекать его к посильной помощи взрослым членам семьи, выделяя для этого время каждый день или с иной периодичностью.
Подводим итоги
В заключение, хотелось бы сказать, что правильно поступят те родители, которые:
– не только составят расписание дня школьника, но и с его помощью хорошо оформят сей документ – красочно или с юмором – и разместят на видном месте;
– будут нацеливать на честное соблюдение режима дня и контролировать фактическое его выполнение (первое время это надо делать регулярно, по мере возрастания ответственности ребенка – реже, чтобы он понимал: ему доверяют).
Взрослея, приученный к дисциплине школьник сможет сам регулировать свое время так, чтобы его хватало на многое, и, самое главное, на хорошую учебу и нормальное физическое развитие.
Наверное, многие люди, умеющие рационально планировать свои дела и обладающие такими качествами, как ответственность и обязательность, могут вспомнить, что в далеком школьном детстве родители приучили их, в том числе, к соблюдению режима дня.
Ирина Валерьевна
Источник: https://www.rastut-goda.ru/junior-student/7604-kak-sostavit-rasporjadok-dnja-shkolnika.html